БАШЛЫК – специально сшитый из сукна или шелка шарф.
Завязанный на груди – казак отслужил срочную службу.
Перекрещенный на груди – казак следует по делу.
Концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.
ПОГОНЫ – часть казачьей одежды, носились казаками до «выхода на льготу» ( по возрасту, ранению). Офицерам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
КАЗАЧЬЯ ШАПКА - головной убор специального образца, первоначально «клобук со шлыком», папаха, фуражка – символ принадлежности к войску – знак обладания казаком всей полноты прав. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу.
Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. На Кругу иногородние и гости должны быть с непокрытой головой, а казаки в шапках ( казак шапку не ломает и перед царем).
Шапка в курене или хате вешалась на видном месте. В доме вдовы шапка лежала под иконой – семья находится под защитой Бога.
ЛАМПАС – цветная нашивка(полоска) на боковом шве казачьих шаровар. Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки.
Лампас – символ казачьей независимости( вроде личного флага) и освобождение от всех платежей.
У разных казачьих войск цвет лампас отличался ( у донцов- красный, у уральцев- голубой, у забайкальцев – желтый).
НАГАЙКА
– короткая конская плеть – оружие, знак власти у полноправного строевого женатого казака. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери в спальню.
Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний провинившихся казаков по решению Круга и совета старейшин.
ШАШКА –холодное оружие, символ всей полноты прав у казаков .Вручалась казаку в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год, при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда внуку. Если в роду не оставалось наследников –мужчин, - шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему.
Потеря шашки в бою считалось большим позором. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением Круга казак мог быть лишен права ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.
НАСЕКА - посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.
ПОСОХ – символ старости и мудрости. Члены совета старейшин сидели, опершись на посох. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, означала особо важное сообщение. Посохами также наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники.
Казачья Печать - на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Печать использовалась для подтверждения оригинальности документа и воли особы, которая выдает акт или делает какое то распоряжения. Печать была признаком власти, предметом, который символизировал личное достоинство или свидетельствовал о определенных правоотношениях.
Печать- это один из символов власти, и поэтому она принадлежала отдельному представителю старшины; войсковая печать принадлежала войсковому судье, куренная или паланковая - печать куренного атамана или паланкового полковника.
В отличии от круглой войсковой печати, печати паланковые и куренные могли быть не только круглыми, но и четырех и многоугольными. Изготавливались из серебра, меди, бронзы, латуни. На них изображались звери – львы, олени, кони или оружие – копья, сабли, луки, или звезда, луна, корона, кресты, а так же аббревиатура – сокращенное название паланок и куреней.
ШЕСТОПЕР - разновидность булавы. Появился в 14 веке. Головка шестопера состоит из 4-12, а чаще всего 6-ти вертикальных пластин – перьев, что и определило его название. Головка, состоящая из перьев была легче, чем цельная, а это позволяло активнее манипулировать шестопером в бою. Уменьшение площади головки увеличивало эффективность поражения. Иногда к шестоперу прикрепляли крюк, которым захватывали оружие противника. В 17-18 веках шестопер превращается в символ полковничьей власти. От гетмана шестопер получал городовой полковник, а паланковым их вручал кошевой атаман. Кроме того на Запорожье специальные шестоперы выдавали от имени Войска Запорожского купцам, чужеземным послам. Такой шестопер служил охранным знаком, который свидетельствовал, что эти люди находятся под защитой Войска Запорожского.
БУНЧУК – знак ставки, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению. Так же как и знамя ,бунчук всегда сопровождал войско в походе, был его святыней. В мирное время бунчук хранился в храме.
Бунчук- это держак длиной до двух с половиной метров, сверху крепилась маковка ( шарик), от нее вниз свисали пряди конского волоса. В Турции, откуда украинцы переняли этот атрибут власти, на бунчук прикреплялись от одной до семи прядей конских волос – в зависимости от служебного состояния того, кого он сопровождал в походе. Чем выше было положение , тем больше прядей конского волоса прикреплялось на бунчук. На Запорожье бунчуки изготовлялись из белого конского волоса и красных веревок
Как и булава, бунчук был важным атрибутом власти гетмана и кошевого атамана. Вручался он вместе с булавой и другими знаками власти..
Обязанность охранять и защищать гетманский бунчук возлагалась на генерального бунчужного.
ЗНАМЯ – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях ( праздник, смерть атамана).
Первые знамена были довольно простыми: длинные жерди, к верхушкам которых крепились ветки деревьев, охапки травы, конский хвост. Древние стяги были в большом почете еще во времена язычества, и после принятия христианства они освящались образом животворного Креста. Идея святости военного знамени перешла в христианскую эпоху. На смену языческим символам – древу жизни, фантастическим животным приходят новые - изображения Христа Спасителя, Георгия Победоносца, Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы. Эти образы вышивают серебром и золотом на шелковых полотнищах, которые прикрепляют к высоким держакам с наконечниками разной формы.
Знамя – самая большая святыня для казака. Сначала стяги возили вместе с оружием; перед боем ставили на самой высокой точке, чтобы каждый ратник видел их.
Знаменоносцами назначали, как правило, признанных богатырей, в обязанности которых входило постоянно держать знамя над полем боя, бдительно охраняя его. Значение знамени во время боя было чрезвычайно большое. Если оно стояло неподвижно – знали : битва проходила успешно, а если исчезало из поля зрения ратников, то это означало не что иное, как поражение. Возле знамени разворачивались самые упорные поединки, так как потеря знамени – поражение , позор.
На казацких знаменах изображались святые, солнце, луна, звезды, казацкий круг, олени, оружие – все , что было в то время характерно для мотивов украинского народотворчества и декоративного искусства.
БУЛАВА – она была одним из самых важных признаков военной власти в казацком войске, которой наделен атаман.
Булава – оружие ударного действия и представляет собой стержень ( чаще всего из орехового дерева) длиной пятьдесят – семьдесят сантиметров с насаженной шароподобной головкой. С целью усиления силы поражения, головки некоторых булав были укрыты шипами. Боевые булавы изготовлялись из металла, дерева, кости.
В 16-17 веке булава утрачивает свое боевое значение и превращается в один из символов власти., который символизирует гетманскую власть. Булава вручалась гетману и кошевому атаману по решению казачьего круга. Во время выборов булава лежала на столе, а момент ее принятия означал , что данный кандидат стал гетманом.
Как символ высшей власти булава всегда находилась на видном месте. Во время всех праздников, во время приема послов или во время переговоров гетман держал булаву. После смерти гетмана булаву несли на подушке за его гробом.
Гетманские булавы отличались богатым декором. Они изготовлялись из серебра и золотились, украшались изумрудами, бирюзой, жемчугом. На них могли быть вырезаны герб, имя или вензель владельца.
Медаль – личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука, и выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: «Атаман станицы…», впоследствии портрет Государя. На оборотной стороне гравировались имя и фамилия атамана и годы правления. После исполнения срока атаманства оставалась бывшему атаману на память. В случае вторичного избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана.
Казна – железный ящичек, ларец с казною – знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.